Перевернутый мир

Сидел я сегодня в классе, где обучают будущих губернаторов Ротари, и вдруг пронзила одна мысль.

А ведь те же самые люди! Понимаете? Те же. Самые. Люди! Которые три года назад голосовали за отделение российского округа от Аляски, которые говорили “дайте нам самостоятельность”, говорили “мы уже выросли”. Вот эти самые люди сегодня голосуют против принятия правил работы нашего округа. Они же – те же самые – не выполняют эти правила, потому что они “голосовали против их принятия”. Они – это ведь те же самые люди! – голосуют против первого (!) бюджета округа, подготовленного самостоятельно.

Подождите, ведь вы же хотели управлять округом сами? Ведь вы же хотели сами распоряжаться деньгами? Сами назначать людей на окружные комитеты?

Что не так? Управление предполагает то, что нужно отлаживать процессы и процедуры. Нужно эффективно управлять финансами округа. Нужно подбирать правильных людей и отказывать бездельникам.

А как вы думали? Как ВЫ думали? Что будет?

Теперь они говорят: “Ротари уже не то. Вот раньше было Ротари, а сейчас грязь одна”. Они говорят: “Раньше мы все доверяли друг другу, а теперь вы сомневаетесь в высоком звании ротарианца!”

Ну да. Было по-другому. Раньше всю эту “грязную” работу выполняли американцы. Они готовили бюджет, выбирали губернатора, проводили собрания по резолюциям, где принимали все решения. Русские в этих собраниях участия не принимали, своих выборщиков никогда не посылали. Они же проводили официальную конференцию на Аляске и дубль-шоу в России.

А теперь нам приходится делать это самим! Залезать в бюджет и разбираться с цифрами. Вести неприятные разговоры с лодырями. Голосовать на конференциях и принимать совместные решения. Мало того, подчиняться этим решениям, даже если ты остался в меньшинстве!

А они бухтят “Ротари уже не то”. “Ротари это прежде всего дружба”. Так зачем ВЫ голосовали за отделение? Оставили бы американцам все решения, и веселились бы, как прежде – чистые и непорочные.

Есть другой вариант. Не нравится самим принимать решения – не принимайте. Представьте, что никто никуда не отделился и округом до сих пор управляют люди, которым вы безгранично верите. Как думаете, получится?

Или управляйте. Разбирайтесь. Пишите. Спорьте. Думайте. Занимайте свою позицию. Не спите, наконец! Включайтесь!

P.S. Кажется, в психологии этот феномен называется “инфантилизм”.

P.P.S. А я сегодня целый день наслаждался. Буквально, купался в словах и отношении. Потому что моё Видение Ротари на 100% совпадает с тем, о чем нас учат в классе. Прозрачность, подотчетность, отношение к людям – всё, как я люблю. Испытываю огромный прилив воодушевления.

“И пусть мне будет хуже!”

Мне интересно понять ход мыслей тех людей и клубов, которые молча, без вопросов голосуют против принятия бюджета.

Что-то непонятно? Задавайте вопросы!

Что-то хотели бы изменить? Пишите, предлагайте!

Непонятно, почему деньги расходуются на поездки и работу именно этих людей? Входите в рабочую команду, берите свой кусок работы и на нее тоже будут запланированы расходы из бюджета округа.

Странная это позиция: “Я понимаю, что я сам не работаю, но и вам не дам”.

Тихо. Без вопросов. Без замечаний. Без обсуждений. Просто приходит бюллетень с голосом “против”.

Что будет, если клубы не примут бюджет? Есть два варианта:

  1. Работаем по старинке. Губернатор принимает единоличные решения, куда и как потратить средства. В конце года имеем вал возмущения от тех же клубов, претензии, что потратили не туда, хорошо “погуляли”.
  2. Останавливаем всю работу (я склоняюсь к этому варианту). Ротарианцы проголосовали против нашего плана работы и против расходования средств на этот план. Какое мы имеем право тратить их деньги? Нет. Останавливаемся. Пишем новый план и новый бюджет. В конце года все непотраченные деньги возвращаем в Ротари Интернэшнл.

И кому стало лучше от тихого голосования “против”?

 

 

 

Бьют часы на старой башне

Эта строчка из детского фильма “Приключения Электроника” все чаще приходит в мою голову. “Мы запустим часы, Рэсси, и разбудим город”, – говорит Электроник своей собаке.

Наш город просыпается. Ротарианцы задают вопросы. Всё чаще и чаще. Им становится интересно. Им нравится получать честные ответы. Мне хочется надеяться, что им нравится понимать, что происходит. Нравится участвовать. Не всем пока. Но – лиха беда начало.

Это хорошо. Это означает активное межклубное взаимодействие. Это означает разговоры и встречи чаще, чем два раза в год. Это означает, что те ротарианцы, которых мы заряжаем на окружных встречах, ПЭТСах, семинарах не будут возвращаться в атмосферу равнодушия и недоверия. Мы будим наш город.

Мы меняем атмосферу. Делаем ее прозрачной и понятной. (Нет, она, конечно, и раньше была понятной. Но далеко не для всех. “Понятия”, знаете ли, понятие такое, расплывчатое).

В марте 2014 года мы начали писать правила жизни нашего округа, которые приняли в мае.

Правила нужны исключительно для взаимодействия между клубами. Это важно понять. В клубе формальных, описанных правил может не быть вовсе. Они могут быть не записаны. Они могут существовать только в головах создателей клуба или хранителей традиций. Это внутреннее дело клуба. Клуб сам устанавливает правила, кого он хочет видеть в своих рядах, сам впитывает новичков, обучает их правилам, пропитывает своей атмосферой. Или выталкивает.

Другое дело округ. Мы разные, но вынуждены садиться за один стол и принимать общие решения. Общие и обязательные для всех. Обязательные и для тех, кто разделяет нашу точку зрения, и для тех, кто категорически против этих решений. Мировоззрение клубов может различаться кардинально, клубы могут совершенно по-разному относиться к одной и той же ситуации, ведь в этом прелесть Ротари – оно объединяет в клубы совершенно разных людей. Каждый клуб – как отдельная страна. Внутри клуба мы всегда как-нибудь договоримся. Но межклубное взаимодействие должно регламентироваться четкими и описанными правилами – выборы, финансы, постановка и достижение целей и многое другое. Не нужно опираться на этику, вежливость, честность и нравственную чистоту в межклубном взаимодействии. Мы разные. Давайте просто один раз запишем правила и будем по ним жить. (Да, еще крайне важно внутри правил создать правило изменения этих правил. Если голосуем большинством за изменение ранее принятых правил – значит изменяем и дальше живем по новым, измененным правилам).

В сентябре 2014 года мы впервые открыли бюджет округа. Создали и разослали по клубам подробнейшее, до рубля, описание, куда, на какие мероприятия пойдут их деньги в этом ротарианском году. Ах, как многие удивились! Многие, оказывается, были уверены, что взносы ротарианцев идут на добрые дела, на помощь детям, а не на компенсацию расходов окружных чиновников.

Теперь за бюджет проголосуют клубы. И тогда мы, команда окружных лидеров (или чиновников), сможем с открытым лицом тратить деньги ротарианцев на те мероприятия, которые этими ротарианцами одобрены. А в конце года мы отчитаемся о том, как мы их деньги потратили и чего достигли. И ротарианцы поставят нам оценки.

А если Ротари клубы сегодня проголосуют против бюджета и плана работы, который мы им предложили – мы остановим расходование окружных средств и будем писать новый план и новый бюджет. Всё четко, понятно и прозрачно. Вот только затянуто немного. Что же, и это вполне объяснимо – мы делаем первые шаги и сама схема бюджетного процесса появилась только в апреле-мае, когда он должен был уже быть принят.

Появился и заработал Административный комитет. Его еще называют Комитетом по резолюциям или Комитетом по процедурам. Это совершенно независимый и нейтральный орган, призванный следить за выполнением принятых правил округа, инициировать их обновление. Этот комитет будет принимать и рассылать резолюции клубов, а, возможно, и организовывать досрочное голосование по таким резолюциям.

А сейчас главное не перегнуть. Медленно, но последовательно проводить понятную политику. Объяснять каждый шаг. Выполнять, если обещали. Не подводить. Не давить. Говорить. Писать. Улыбаться. Объяснять, что хуже не будет. Отвечать на все вопросы. И делать дело.

А я лично жду, что чистая и прозрачная атмосфера привлечет и людей таких же. Чистых. Честных. Понятных и конкретных.

Ну да, идеалист. Что поделаешь, есть такое дело.

Дух Ротари

А я вот очень недавно понял, как работает четырехвопросник Ротари. После почти 9 лет разговоров о нем, я дважды увидел, как четырехвопросник реально работает при решении этических задач. Ну, это такие задачи, которые заведомо не имеют правильного решения. В тонущей подводной лодке оказалось 8 спасжилетов на 9 человек. Кому не достанется? Кому спасти жизнь, сделав срочную операцию – профессору или девочке-студентке? А если девочка беременна? А если профессору остался всего один год до изобретения лекарства от СПИДа? И так далее. И тому подобные задачи.

И вот раньше я думал, что решение зависит лишь от этических принципов того, кто это решение принимает. Но вот есть четырехвопросник и я реально увидел, как он работает, распутывая сложные этические задачи. Скорее всего, не всегда. И скорее всего, я еще долго не научусь им пользоваться. Однако, рекомендовать уже могу. Попробуйте.

А еще хочу порекомендовать почитать вот этот документ про Дух Ротари. Мне кажется это важно. Собственно, цель всего этого поста – как раз дать рекомендацию на “Дух Ротари”.

Место для дискуссий. Верхний пост.

Избранное

Это верхний пост. О чем этот журнал? Для чего он нужен? Для кого он предназначен?

Это авторский журнал. Это рассказ о Ротари изнутри. Это изложение своего видения Ротари авторами этого журнала. Подробнее о причинах появления этого блога можно прочитать здесь.

Мнение авторов, очевидно, может не совпадать с мнением создателя журнала. Любые статьи, комментарии, замечания будут опубликованы после предварительной модерации, если они не противоречат общепринятым понятиям вежливости.

Это место для дискуссий. Заинтересованных. Добрых. Интересных. Яростных. Веселых. Вежливых. Страстных. Разных и нужных дискуссий.

Доброго и интересного вам чтения.