Сегодня я отправил статью в журнал «Ротарианец» о нашем проекте. Не знаю, что там опубликуется, но здесь я выложу авторскую версию. 🙂
Невозможное возможно
В ноябре 2012 года завершился большой и довольно сложный проект поставки инвалидных колясок в города восточной России. 280 кресел было вручено получателям из 11 городов – от Омска до Южно-Сахалинска. 13 российских и 11 североамериканских Ротари клубов приняло участие в этом удивительном проекте.
В этой статье я расскажу, как это стало возможным, как этот проект родился и как он развивался.
Всё началось в декабре 2009 года, когда мы получили письмо от ротарианца из Ротари клуба Ситки (Аляска) Нормана Ричардса, в котором он предлагал принять участие в некоем проекте поставки инвалидных колясок из Канады. Он писал, что в мире есть несколько специализированных фондов, которые поставляют сотни тысяч колясок в десятки и даже сотни стран мира.
Всё, как всегда, получилось почти случайно. В моей компании тогда работала девушка, чья сестра была сотрудником одного из местных отделений Всероссийского общества инвалидов. Мы познакомились, и я встретился с её руководителем. То, что я узнал, потрясло моё воображение.
Лишь в одном из районов Новосибирска проживает более 300 тысяч человек. И более 26 тысяч инвалидов зачастую не могут выйти из дома, поскольку у них нет самых простых инвалидных кресел. Те, что есть, быстро ломаются в условиях, когда среда совершенно не предназначена для их использования. Пандусов и спусков нет, коляски прыгают по ступеням, не пролезают в дверные проёмы. Чтобы отремонтировать инвалидное кресло необходимо обращаться в специализированную мастерскую и сидеть месяцами дома, ждать окончания ремонта. Наталья Ивановна Скаредова, руководитель отделения, давно вынашивала мысль организовать пункт бесплатного проката колясок на базе реабилитационного центра, который она же тогда и создавала. Все сложилось.
Мы написали проект создания центра реабилитации инвалидов и с этим проектом в сентябре 2010 года поехали в США по программе «Открытый мир». Поездка была великолепна, в нашей группе, кроме меня, были три представителя общества инвалидов и известный новосибирский журналист Антон Веселов. Мы посещали реабилитационные центры, больницы, дома престарелых и простые школы. Не раз у нас с Антоном подкатывал комок к горлу, когда мы видели страдания людей, кому выпала нелегкая участь. Но еще тяжелее было видеть слёзы бессилия на глазах наших женщин от осознания своей беспомощности. Видя, как инвалиды с детства интегрированы в общество, видя, как с самого раннего возраста в американском обществе прививаются чувства заботы и толерантности, видя, как дети-инвалиды на равных играют с обыкновенными детьми и получают взаимное удовольствие, в наших головах возникало множество вопросов. Наталья Ивановна увезла из Америки целый чемодан документации, наглядных материалов и главное – опыта.
Сейчас, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что наш проект родился благодаря серии случайностей. В ходе поездки нам довелось принять участие в ротарианской конференции в штате Оклахома и на ней – о, чудо! – я встретил президента американского фонда поставки инвалидных колясок, о котором нам писал Норман. Мы познакомились, обменялись визитками и договорились, что я напишу ему о проекте поставки колясок в Россию.
Я написал четыре письма. После первого же письма я получил краткий ответ: «Мы не работаем с Россией». Я писал вновь и вновь и получал все новые и новые аргументы «против»: «Мы пробовали работать с Россией, это невозможно», «У вас слишком запутанные таможенные и налоговые правила, это невозможно», «Мы поставляем коляски в десятки стран мира, включая самые далекие страны Африки и Южной Америки, но поставлять коляски в Россию невозможно». Я писал: «Поверьте нам, у нас есть специалисты, мы сможем» и «Это будет целиком наша ответственность, вы лишь отправьте коляски», но получал лишь ответы «невозможно», «невозможно», «НЕВОЗМОЖНО».
Признаться, у меня опустились руки.
И вдруг, спустя несколько месяцев, на очередной ротарианской конференции в Иркутске ко мне подошла милая женщина и просто сказала: «Мистер Куницын? Мне Крис переслал ваши письма. Вы знаете, они, американцы, боятся с вами работать, а мы, канадцы, готовы рискнуть. Давайте работать?» Оказалось, что это исполнительный директор Canadian Wheelchair Foundation Кристиана Флесснер. Президент американского фонда сделал-таки доброе дело – переслал нашу переписку Кристиане.
Через пару недель мы встретились в Кристианой на конференции округа 5010 на Аляске и разработали план действий. Контейнер вмещает 280 колясок пяти типоразмеров и стоит примерно $42.000. Согласно нашему плану, половину стоимости контейнера должны были собрать российские клубы, а вторую половину – американские и канадские. И за эту, международную часть проекта взялись два ротарианца из клуба Ситки – Норман Ричардс и Дэн Джонс. Без их участия проект был бы невозможен.
Российские участники нашлись довольно быстро. 13 клубов были готовы пожертвовать от $1.000 до $2.000 для закупки колясок, поскольку цена примерно в $70 за одну коляску привлекала многих. Однако в тот период мы столкнулись с первой трудностью. Американцы и канадцы не спешили выделять деньги. Дело в том, что мы с Кристианой придумали «быстрый проект»: все скинулись, закупили коляски, привезли, растаможили, раздали. Быстро и очень «по-русски»: что может быть проще, чем достать деньги из собственного кармана, если они там есть? Американцы этого не поняли. Через Фонд Ротари – да. Через долевые гранты – да. Через отчетность и запланированный заранее бюджет – да. Но не через наличную кассу клубов, непонятно кому и куда отправляемые коляски.
Мы переделали проект. Мы использовали возможности, предоставляемые Ротари. Мы написали долевой грант и получили деньги из Фонда Ротари.
И проект пошёл. Проект получился красивым. Оказывается, нам не нужно было собирать так много денег. Российские клубы оплачивали лишь $1.000 и при этом получали Пола Харриса (PHF) для наиболее выдающихся ротарианцев клуба. Но даже из этой тысячи долларов, лишь $636 шли на наш проект, остаток клубы платили в Annual Program Foundation. Через три года часть этих денег вернется в наш округ. А реальная себестоимость одной коляски упала вовсе до $28.
Нужно признать, что российские клубы собрали и перечислили свою часть суммы в течение двух недель. Американцы и канадцы собирали около двух месяцев.
А в нашем клубе к этому моменту сложилась работающая команда, у каждого члена которой были свои задачи. Среди нас был профессиональный юрист Ольга Мурзина, имеющая обширный опыт международной деятельности. Вторым незаменимым членом коллектива стала главный бухгалтер крупной новосибирской компании Татьяна Еприкова. Именно она отвечала за все вопросы, связанные с налогообложением и банковскими проводками. Наконец, третьим членом команды стал Алексей Шпикельман, совладелец и генеральный директор транспортной компании. Именно эта компания отвечала за доставку контейнера от производителя, таможенную очистку, хранение, сортировку и отправку по российским городам.
Нам пришлось разработать восемь (!) типов договоров. А количество самих договоров измерялось десятками, ведь нам предстояло подписать договоры, акты, формы согласия на обработку персональных данных буквально с каждым получателем. Хорошо, что на этом этапе в работу активно включились уже сами клубы. На момент написания этой статьи процесс еще не завершен, и он вошел в самую затяжную и тяжелую стадию – стадию «очень-по-русски». Стадию сбора подписанных документов. Тем не менее, мне кажется, что самое тяжелое уже позади.
Контейнер грузился и шёл довольно долго. Ещё дольше он стоял на таможенном складе. Тот почтенный джентльмен из американского фонда был прав. Русская таможня. Очень часто за этот год проекта у меня от злости опускались руки. Хорошо, что кулаки и зубы сжимались несколько чаще.
До самого последнего момента ни один таможенник и ни один брокер не могли точно сказать, облагается ли НДС и таможенной пошлиной в 20% наш товар. Один регламентирующий документ говорил, что льгота есть, но при этом нужен другой документ, который говорит, что нужен третий, который еще не разработан, а чтобы узнать, что он не разработан нужно запросить справку и т.д. и т.д.
Приведу лишь небольшой пример. В момент составления договора поставки мы задали вопрос производителям по поводу гарантийного срока на коляски. Добрые производители ответили, что «гарантии нет, но мы вам дадим запасных частей». И положили в контейнер пять коробок самых разных запасных частей – от колес до винтиков. Проблема возникла на таможне. Если на коляски льгота есть, то на запасные части – ни-ни. В результате, даже винтики попали под действие антидемпингового законодательства и мы должны были заплатить пошлину за все эти вещички. Я плакал, когда мне выдали сантиметровую пачку документов, согласно которым мы должны были заплатить пошлину в размере… 9 рублей. Хорошо, что впоследствии там еще «набежало» и мы заплатили лишних пару тысяч рублей – не так обидно было ехать в банк.
В августе мы получили наш контейнер. За две недели мы отправили весь груз во все уголки Сибири и Дальнего Востока. Во многих городах вручение колясок стало заметным событием, о проекте писали в газетах, снимали на телевидении. В начале ноября 2012 вместе с Кристианой Флесснер мы вручили последнюю партию колясок в Омске. С момента получения первого письма от Нормана прошло почти три года.
Хорошо, что хорошо заканчивается. Но, конечно, безумно обидно было бы проделать весь этот путь только для одного контейнера. Друзья, мы пробили это окно. Теперь мы можем привезти в Россию любое количество колясок. У нас есть технология, у нас есть люди и разработанная документация. Мы собираемся сделать этот проект постоянным. Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к ротарианцам обоих российских округов – давайте делать этот проект вместе! Напишите нам письмо. В этот раз у нас всё получится гораздо быстрее. Потому что невозможное возможно.
Основные этапы проекта:
- Сбор заявок на участие от российских участников проекта
- Сбор заявок на участие от международных участников проекта
- Заполнение долевого гранта
- Оплата взносов российских и международных клубов
- Приобретение колясок
- Доставка колясок до склада в Новосибирске
- Таможенная очистка
- Доставка колясок до городов-участников за счет Ротари клубов
- Вручение колясок
- Подготовка и отправка отчетности
Статистика проекта:
- Общая сумма гранта — $44.900
- Количество колясок – 280
- Количество российских клубов – 13, городов – 11
- Количество североамериканских клубов – 11
- Взносы клубов составили сумму $16.600, из них российская часть — $8.275
- Взнос Фонда Ротари — $28.300
- Клубы получили по 21 или 22 коляски, в зависимости от удаленности от Новосибирска
- Доставку до своих городов оплатили сами клубы
Российские клубы-участники:
- Новосибирск-Инициатива
- Новосибирск
- Омск-Достоевский
- Омск
- Кемерово
- Томск
- Петропавловск-Камчатский
- Благовещенск
- Улан-Удэ
- Магадан
- Чита
- Южно-Сахалинск
- Владивосток
Сайт проекта wheelchairproject.ru
И несколько фото в конце:
Контейнер с колясками прибыл в Новосибирск в июле этого года. Прошел таможенную очистку и был выпущен 25 августа.
На каждой коляске нанесен логотип Ротари.
Отправка в российские города. 21 коляска отправляется в Томск.
Партия колясок готова к отправке в далекий Петропавловск-Камчатский.
Одним из первых получателей стал Василий Дмитриевич Киселев, который проживает в деревне за 300 км от Новосибирска.
Для вручения колясок в Томск прибыла исполнительный директор фонда Canadian Wheelchair Foundation госпожа Кристиана Флесснер. На снимке слева направо: Евгений Борунов, президент Ротари клуба «Томск», Кристиана Флесснер, Михаил Куницын.
Евгений Борунов достаёт новую коляску.
Церемония передачи партии колясок для НИИ Кардиологии СО РАН (Томск).
Ротарианцами клуба «Омск-Достоевский» коляска вручена Сергею Волкову из Омской области.
Коляска вручена Вере Домниной (Омская область).
Коляски имеют пять типоразмеров и подходят, как маленьким детям, так и взрослым.
Коляски переданы отделению онкологии детской клинической больницы города Благовещенска.
Коляску получила Кристина Понько из села Саргатcкое Омской области.
Рыбаков Борис получил коляску от членов Ротари клуба «Омск».
Миша, спасибо! Классная статья! Ты можешь сделать репост в сообщество Ртк?
Репост
Что-то нажал, куда-то отправил. Проверьте, туда ли? )
Миша!!! Слов нет. Статья потрясающая… Проект — грандиозный. Ты — уникальный. У меня даже в голове не укладывается, как это всё можно было провернуть… На ум приходит фраза: «Возможно всё. Для невозможного нужно лишь больше времени». Я бы добавила — и горячего желания Человека, сметающего все препятствия.
О благородстве главного редактора и пользе интернета
Пользователь сослался на вашу запись в записи «О благородстве главного редактора и пользе интернета» в контексте: […] t;. Привожу здесь краткую хронологию. Мы сделали большой проект. Я написал об этом целую статью […]
http://rotary-marafon.vizzit.ru/
Коляски инвалидам? Какие вы молодцы, ребята!
О благородстве главного редактора и пользе интернета
Пользователь сослался на вашу запись в записи «О благородстве главного редактора и пользе интернета» в контексте: […] t;. Привожу здесь краткую хронологию. Мы сделали большой проект. Я написал об этом целую статью […]
Уведомление: Об этом журнале | Российский ротарианец